21 февраля 2022 | Концертный зал имени П. И. Чайковского
Абонемент № 24: «Образы. Посвящение Е. Ф. Светланову»: «Уголок Франции»
Дирижер – Владимир Спиваков
Бизе – Щедрин. «Кармен-сюита»
Форе. Павана, соч. 50
Ибер. «Париж», симфоническая сюита
Равель. «Болеро»
Национальный филармонический оркестр России продолжает концертный цикл «Образы», посвященный выдающемуся русскому дирижеру Евгению Светланову. Владимир Спиваков и его коллектив вдохновились одноименным циклом Светланова, проведенным с Госоркестром в Московской филармонии в сезоне 1992/93. Тогда в одном из концертов серии, получившем название «Уголок Франции», исполнялись произведения Дебюсси, Равеля, Форе, Шоссона и Дюка. Владимир Спиваков составил новую французскую программу по своему вкусу, также обратившись к творчеству некоторых из упомянутых классиков.
С Францией Спиваков связан тесными личными и творческими узами, в частности он много лет проводит в Эльзасе музыкальный фестиваль. Маэстро славится как тонкий знаток французской культуры и вновь порадует меломанов изысканными интерпретациями признанных шедевров французских композиторов.
Партитуру «Кармен-сюиты» для струнных с 47 ударными – транскрипцию самых ярких фрагментов знаменитой оперы Бизе для хореографической постановки – Родион Щедрин написал всего за 20 дней, стремясь «подчеркнуть тембрами отличие от оригинала». Как впоследствии рассказывал автор, его работу высоко оценил Дмитрий Шостакович, отметив, что «так счастливо обойтись со столь знакомыми мелодиями еще труднее, чем написать собственное удачное сочинение».
Павана – едва ли не самое известное сочинение Габриэля Форе, композитора с ярко выраженным лирическим складом дарования и мелодическим талантом, которого современники называли «французским Шуманом». Взяв за основу ритм старинного придворного танца, украсив его мелодией, полной неги, и насытив «пряными» гармониями, Форе создал первоначально миниатюру для фортепиано, а затем переложил для неполного состава симфонического оркестра.
Сюита Жака Ибера «Париж» – своего рода музыкальная экскурсия по французской столице. Названия ее шести частей походят на список достопримечательностей мегаполиса: «Метро», «Пригороды», «Парижская мечеть», «Ресторан в Булонском лесу», «Пароход ''Иль де Франс''» (в 1930-х годах – красивейший океанский лайнер, флагман Франции, отделанный в стиле ар-деко) и «Ярмарочный парад». Это мастерски оркестрованные зарисовки шумной жизни Парижа эпохи джаза, технического прогресса и первого звукового кино.
Всемирно известный шлягер – «Болеро» – отразил известное увлечение Мориса Равеля (баска по материнской линии) иберийской культурой. Первая часть темы носит баскский колорит, вторая – мавритано-андалузский. Все развитие пьесы строится на смене и накоплении оркестровых тембров: от звучания флейты в сопровождении малого барабана до мощного оркестрового tutti. Кульминацию пьесы – как и в другой «хореографической поэме» Равеля, «Вальс» – нередко уподобляли катастрофе, свершившейся воле рока, «Пляске смерти». Впоследствии драматургический принцип «Болеро» взял на вооружение Шостакович, создавая знаменитый «эпизод нашествия» в «Ленинградской симфонии».