В Перми завершился тринадцатый фестиваль Пермской краевой филармонии «Владимир Спиваков приглашает...»
Пять июньских вечеров подряд на сцене ДК Солдатова царил Национальный филармонический оркестр России (НФОР) под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова.
Пять обширных программ одна лучше другой, пролетевших так быстро, как это бывает только «на Спивакове». Топовая классика, прослоенная довольно редко исполняемыми произведениями.
– Думаю, главная функция музыки сегодня – утешение, – сказал маэстро накануне фестиваля. – Гармонизация душ человеческих, успокоение в мире, где так много агрессии. Ныне людям это крайне необходимо...
Зал ДК Солдатова не смог вместить всех желающих – билеты разлетелись мгновенно. Многие хотели попасть на всё. Ведь когда в первом вечере музыка из балетов Чайковского и Стравинского, во втором – Прокофьев, Хачатурян и Сен-Санс, в третьем и четвёртом – Эдуард Артемьев, Григ и «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина, а в день закрытия – концерт Моцарта для фортепиано с оркестром и «Болеро» Равеля, выбрать практически невозможно.
Впрочем, все программы транслировались в формате «Виртуального концертного зала», который работал по Пермскому краю, а вечера открытия и закрытия – в Органный концертный зал. Так что при желании всё можно было прочувствовать и увидеть...
Увидеть – особенно. Учитывая то, что с некоторых мест зала обзор частично сокращён, а манера дирижирования «Артиста мира ЮНЕСКО» Владимира Спивакова – это отдельный «моноспектакль», и его нужно видеть, трансляция иногда даёт даже больше эффекта, чем сам концерт.
Фестиваль открывался «парадным» Чайковским, который, как известно, обладает значительным «терапевтическим эффектом». Сюиты из «Лебединого», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» – это не просто классические хиты; это образцы, позволяющие вибрировать на высоких частотах и выйти после концерта совсем другим человеком...
Казалось бы, что может быть нового для профессиональной, «наслушанной» публики (а другой на фестивале и не бывает) в городе с ведущим театром оперы и балета и традициями оперного пения? Оказалось, что много чего.
Как однажды заметила Майя Плисецкая, есть дирижёры и Дирижёры. Когда за пультом стоит Дирижёр, это сразу мурашки по коже и свежесть восприятия давно знакомого музыкального текста, когда вы проживаете каждую ноту и каждый инструмент, «извлечённый» дирижёрской палочкой из многослойного пласта.
Вот за этим все ходят «на Спивакова» – слышать темы, детали и тонкости, которые пропускал прежде. А знаменитые паузы маэстро Спивакова, когда он на доли мгновений «стреножит» весь гигантский оркестр, чтобы тотчас же выпустить на свободу и высветить нужный рисунок!
Такой разложенной по полочкам с бьющейся энергией внутри каждой фразы оказалась с детства знакомая «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина. Многие за свою относительно долгую жизнь слышали её фрагментами, урывками, цитатами. Здесь – цельное произведение невероятной красоты и сложности, которая обнажена и выстроена заново.
То же самое с сюитой №1 норвежского композитора Эдварда Грига, куда вошли самые популярные композиции к драме Ибсена «Пер Гюнт». Дирижёр словно бы делает за нас всю кропотливую техническую работу; рраз – и весь музыкальный рисунок со всеми виньетками и завитушками – на поверхности... Вас берут за руку и ведут.
И если первый вечер был «парадным» (сюиты из балетов Чайковского уравновешены сюитой из балета Игоря Стравинского «Поцелуй феи»), четвёртый – наполненным открытиями там, где, казалось, всё давно открыто, то второй преподнёс один из главных сюрпризов фестиваля – концерт для виолончели с оркестром ля минор Камиля Сен-Санса. Концерт, занимающий одно из первых мест в репертуаре виолончелистов, исполнил Александр Рамм, победитель ряда международных конкурсов, обладатель серебряной медали XV Международного конкурса имени Чайковского.
Точность фразировки, «европейский саунд», лёгкий, виртуозно летящий звук, выстраивающий художественную вертикаль концерта, рассчитанного на гурманов. Плюс искрящийся хитовый Арам Хачатурян (сюита к драме Лермонтова «Маскарад») и бисы из балета «Гаяне» – лезгинка и танец горцев.
На тринадцатом спиваковском фестивале было заметно много Прокофьева. Во-первых, фрагменты из сюиты «Ромео и Джульетта» (7 июня), во-вторых (и в-главных), музыка из этого же балета, прозвучавшая 8 июня, когда за дирижёрским пультом стоял Арсентий Ткаченко.
И опять – тот же самый эффект, когда давно знакомая музыка и её не самые шлягерные фрагменты (без леденящего душу танца рыцарей) вдруг предстают в совершенно ином свете, исполненные безупречной красоты и полёта. Вот как должен звучать Прокофьев!
Вторая жемчужина этого вечера – концерт №3 Сен-Санса для скрипки с оркестром си минор, посвящённый Пабло Сарасате, который блестяще исполнил лауреат международных конкурсов концертмейстер Национального филармонического оркестра России Тимур Пирвердиев.
А вот музыка Эдуарда Артемьева к фильму Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», прозвучавшая во второй части концерта, столь яркого впечатления не оставила... Но об этом тут же забыли, как только зазвучал бис – тоже, кстати, Артемьев, та самая музыкальная тема из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», когда (помните?) сочно и виртуозно солирует труба, и у всех на глазах наворачиваются слёзы...
Трубач в этом оркестре – что-то невероятное! Он обратил на себя внимание с первого же концерта, когда звучал Чайковский – чисто, точно, чарующе. Вот и сейчас первая труба концертмейстер Кирилл Солдатов вышел на авансцену перед оркестром и дирижёром и заворожил зал, став главным впечатлением и символом концерта.
Программа же закрытия оказалась просто обречена на успех – романтичный и одновременно наполненный страстью двадцатый концерт Моцарта для фортепиано с оркестром в исполнении студентки Московской консерватории Мариамны Шерлинг. Которая в минувшем году победила сразу на двух престижных конкурсах – в Лионе (Франция) и конкурсе имени Карла Марии фон Вебера в Дрездене (Германия). Плюс симфоническая сюита «Париж» Жака Ибера и «Болеро» импрессиониста Мориса Равеля.
Блеск оркестра, едва умещающегося на огромной сцене, работающего (нет, живущего!) как виртуозно отлаженный сложнейший механизм – главная ценность фестиваля Владимира Спивакова. Который необходим нам сейчас точно так же, как воздух и свет...
Наталья Земскова
Пермская краевая общественно-политическая газета "Звезда", 14 июня 2022