НФОР отметит день рождения Джоаккино Россини

29 февраля 2024 | Концертный зал имени П. И. Чайковского
Абонемент № 24: «Национальный филармонический оркестр России»
День рождения Россини
Солист – Александр Рамм, виолончель
Дирижер – Владимир Спиваков
Беллини. Увертюра к опере «Норма»
Сен-Санс. Концерт № 1 для виолончели с оркестром ля минор, соч. 33
Чайковский. Ноктюрн для виолончели с оркестром
Россини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник»
Мендельсон. Симфония № 4 ля мажор («Итальянская»), соч. 90

29 февраля исполняется 232 года со дня рождения композитора Джоаккино Россини, автора всемирно известных шедевров – опер «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка», «Путешествие в Реймс», «Золушка», «Семирамида», «Вильгельм Телль». Гейне дал ему прозвище «Солнце Италии», Пушкин назвал его «Европы баловень – Орфей», а Верди писал о нем: «Великое имя, самое популярное имя нашей эпохи». В подобных восторженных выражениях о Россини высказывались многие современники, а Стендаль сравнил его славу («распространившуюся всюду, куда только проникла цивилизация») со славой Наполеона.

Однако, пресытившись славой, Россини до крайней степени обескуражил музыкальный мир, когда в 37 лет, на пике популярности и мастерства, прервал свою головокружительную карьеру. Он прожил еще 40 лет, не сочинив более ни одной оперы. Но время от времени, зачастую для души и «в стол», писал музыку в других жанрах.

Отмечая день рождения Россини (который удается отпраздновать лишь раз в четыре года), Владимир Спиваков составил программу НФОР из произведений «именинника» и его младших современников. Это композиторы, к кому Россини испытывал искреннюю симпатию (не без взаимности), с кем имел возможность общаться и в чьей судьбе в той или иной мере участвовал.

Винченцо Беллини называл Россини «музыкантом века», «великим маэстро», боготворил и добивался его расположения. Утверждал, что «невозможно написать что-либо более прекрасное, чем музыка Россини». Последний же был очень высокого мнения о мастерстве и таланте младшего коллеги («у Беллини счастливый природный дар создавать простые мелодии, полные истинного чувства»), любил его, «как сына», и оказал ему поддержку в деле покорения одной из главных музыкальных столиц Европы – Парижа. Вскоре после триумфа Беллини и его скоропостижной смерти именно Россини хлопотал о похоронах и возведении памятника.

Поддержку Россини получил и молодой Камиль Сен-Санс, чье одно раннее произведение веселый итальянец выдал за свое, а позже известил общественность, кому на самом деле она расточала хвалы. А на композиторском конкурсе под предводительством Россини Сен-Санс выиграл престижную Римскую премию. С Феликсом Мендельсоном, к тому времени уже автором «Итальянской симфонии», Россини много встречался во Франкфурте, где композиторы обменивались музыкальными впечатлениями. В частности, Мендельсон играл старшему коллеге свои фортепианные пьесы (особенно нравились Россини «Песни без слов») и сочинения других немецких композиторов, получая неизменное одобрение мэтра. По воспоминаниям Фердинанда Хиллера, «на склоне лет своих Россини самым сердечным образом вспоминал об этих встречах с Мендельсоном и очень живо высказывал свое восхищение его талантом».

Программу дополнит также Ноктюрн для виолончели с оркестром Петра Ильича Чайковского, который писал: «Ничего нет увлекательнее, как непринужденная, безыскусственная веселость россиниевской музыки. Она так кокетливо мила, изящна, так искренна – как никакая другая музыка в легком роде и, если ко всему этому присовокупить мастерство Россини в гармонии, в искусстве писать для голоса так, чтобы певцу петь было и приятно и удобно, его блестящую, ловкую инструментовку, – то в результате выйдет образцовое и вместе неподражаемое лирическое произведение».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *