«Моцартиана» Владимира Спивакова в Филармонии-2

10 марта 2024 | Концертный зал имени С. В. Рахманинова (Филармония-2)
Абонемент № 71: «Владимир Спиваков представляет»
Солистка – Шио Окуи, фортепиано
Дирижер – Владимир Спиваков
Моцарт. Увертюра к опере «Милосердие Тита»
Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром до мажор, KV 467
Чайковский. Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48

КУПИТЬ БИЛЕТ

Национальный филармонический оркестр России открывает абонемент «Владимир Спиваков представляет» в Филармонии-2 концертом с участием восходящей звезды мировой сцены, японской пианистки Шио Окуи. Будущая артистка родилась и получила начальное образование в Токио, затем обучалась в МССМШ (колледже) имени Гнесиных в классе Татьяны Зеликман, долгие годы была стипендиатом Фонда Владимира Спивакова и не раз выступала с коллективами маэстро. В 2023 году она продолжила обучение в Высшей школе музыки в Женеве в классе Нельсона Гернера.

Шио Окуи завоевала награды на конкурсах в Европе, Азии, России («Щелкунчик», Grand Piano Competition, конкурс Владимира Крайнева), Казахстане (Astana Piano Passion), в 2022 году стала лауреатом конкурса имени Падеревского в Польше. Вместе с НФОР и Владимиром Спиваковым она исполнит Концерт № 21 для фортепиано с оркестром Моцарта (1785). 

Этот концерт впервые прозвучал в исполнении автора 11 марта 1785 года в венском увеселительном заведении Мельгрубе («Мучная яма»), вмещавшем не более 150 человек. Отдельное место в зале занимал любопытный новый инструмент, сделанный для Моцарта по специальному заказу венским мастером Габриэлем Антоном Вальтером. Инструмент был оснащен клавиатурой для ног, которая в частности усиливала басы, что имело особое значение при игре с оркестром. Приспособление, приближающее клавир к органу и требующее от музыканта не только исполнительского мастерства, но и атлетических усилий, не прижилось, но Концерт № 21 исполнялся именно на том необычном инструменте.

Откроет вечер увертюра к опере «Милосердие Тита», написанная Моцартом в последний год его жизни к церемонии коронации нового короля Богемии Леопольда II. За основу композитор взял либретто знаменитого итальянского поэта и драматурга Пьетро Метастазио (1698–1782), созданное 50 годами ранее на основе трагедии Пьера Корнеля «Цинна». Партитуру оперы, на работу над которой ушло всего 18 дней, Моцарт завершил буквально накануне премьеры (5 сентября 1791 года в Сословном театре в Праге), дописывая увертюру в самый последний момент и отражая в ней перипетии уже готовой драмы. Постановка «Милосердия Тита» была принята пражской публикой сдержанно, но несколько десятилетий подряд после смерти Моцарта именно это произведение исполнялось намного чаще других его опер.

В завершение программы под управлением Владимира Спивакова прозвучит Серенада для струнных Чайковского. Впервые исполненная 21 ноября 1880 года в Московской консерватории, Серенада была написана наряду с сюитой «Моцартиана» в пору увлечения композитора стилизацией. «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту, – писал Пётр Ильич, – это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *