Шедевры австро-немецкой музыки

16 марта 2024 | Концертный зал имени П. И. Чайковского
Абонемент № 24: «Национальный филармонический оркестр России»
Солисты: Екатерина Мечетина, фортепиано
Константин Емельянов, фортепиано
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Шуберт. Увертюра ре мажор для оркестра, D. 12
Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, KV 365
Р. Штраус. «Жизнь героя», симфоническая поэма, соч. 40

КУПИТЬ БИЛЕТ

Новая программа НФОР и Арсентия Ткаченко составлена из произведений австрийских и немецких композиторов – музыкальных шедевров, разделенных почти столетием. В центре первого отделения – бравурный изысканный Концерт № 10 для двух фортепиано с оркестром (1782) Вольфганга Амадея Моцарта, который композитор создавал для себя и своей талантливой сестры Наннерль. С НФОР этот концерт, выделяющийся среди прочих сложностью фортепианных партий и искусным взаимодействием солистов, исполнят два блистательных пианиста – заслуженная артистка России Екатерина Мечетина и ее младший коллега Константин Емельянов, бронзовый призер XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского, победитель Всероссийского музыкального конкурса.

Другое юношеское произведение в программе – Увертюра ре мажор Франца Шуберта, написанная в пору его увлечения оперным театром и обучения у Антонио Сальери. В увертюре есть и лирические, и драматические фрагменты. Дирижер Хайнц Холлигер говорит, что в ней «открываются двери в целый музыкальный мир, в самое великолепное, что есть в истории музыки».

Завершит вечер грандиозная симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Жизнь героя» – автобиографическая партитура, в которую композитор ввел темы из многих своих более ранних сочинений. По форме поэма представляет собой значительно расширенную первую часть сонатно-симфонического цикла, вобравшую в себя медленную часть и скерцо, однако автор разметил в ней шесть разделов, первоначально озаглавленных «Герой», «Враги героя», «Подруга героя», «Битва героя», «Мирные труды героя» и «Отречение» (в ином варианте – «Избавление от мирских тягот»). Под подругой героя подразумевалась Паулина де Ана, дочь генерала, в 1894 году ставшая женой композитора.

Премьера поэмы состоялась 3 марта 1899 года во Франкфурте под управлением автора. Произведению, посвященному дирижеру Виллему Менгельбергу и Королевскому оркестру Консертгебау, был оказан неровный прием. Одни были возмущены дерзостью композитора, возомнившего себя непомерной величиной и написавшего поэму о самом себе, иные восторгались его мастерством и фантазией.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *