Шедевры Вагнера и Чайковского

19 октября 2024 | Светлановский зал Дома музыки
Серия «НФОР и маэстро Владимир Спиваков»
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Вагнер. Вступление к опере «Лоэнгрин»
Увертюра к опере «Тангейзер»
Фрагменты тетралогии «Кольцо нибелунга»:
«Вступление богов в Валгаллу» из оперы «Золото Рейна»
«Путешествие Зигфрида по Рейну» из оперы «Гибель богов»
«Полет валькирий» из оперы «Валькирия»
Чайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро»

КУПИТЬ БИЛЕТ

Арсентий Ткаченко и НФОР посвящают предстоящую программу творчеству двух гениев XIX века – Рихарда Вагнера и Петра Ильича Чайковского. Каждый из них был блестящим знатоком оркестра, каждый оставил значительный след в развитии музыкального театра. Старший коллега оказал на младшего (между Вагнером и Чайковским была разница в 27 лет) некоторое влияние, но полностью следовать путем байройтского гения русский композитор отказался, хотя скрупулезно изучал вагнеровские партитуры, побывал на исполнении тетралогии «Кольцо нибелунга» и отдавал должное ее создателю.

В известной заметке «Вагнер и его музыка» Чайковский назвал немецкого композитора «одной из самых замечательных личностей» современности, одаренной «большой силой музыкального воображения». К его заслугам он причислил открытие новых форм искусства и новых путей, заметив, что наиболее существенные достижения Вагнера «принадлежат к разряду симфонической музыки». Очевидно, Чайковский, культивировавший мелодическое начало в музыке, не принимал вагнеровского «конструкторского» подхода к мелодике. Он писал: «Большое и глубокое впечатление оставляют… вступление к “Лоэнгрину”, в котором небесные страны Грааля вдохновили его на создание нескольких прекраснейших страниц в современной музыке. “Полет валькирий”, “Похоронный марш Зигфрида”, голубые волны Рейна в “Золоте Рейна” – разве все это не симфоническая музыка по своему существу? Но… Вагнер не заботится о певцах. В этих прекрасных и величественных симфониях они играют роль инструментов, входящих в состав оркестра… Преданно склоняясь перед пророком, я не исповедую религии, которую он создал».

Свою первую оперу («Воевода») и первый балет («Лебединое озеро») Чайковский написал, когда Вагнер создал уже большую часть своих музыкальных драм (после «Лебединого» на свет появился лишь вагнеровский «Парсифаль»). И партитура Чайковского стала новым словом в истории балетного искусства. Ранее музыка в балете имела прикладное значение, находясь в подчинении у хореографии. Чайковский же пошел по пути симфонизации жанра, наделяя балетную музыку яркой драматургией и напряженным развитием (с использованием лейтмотивов), но не отказываясь при этом от традиционных балетных форм и, конечно же, не забывая, что «мелодия – душа музыки».

В исполнении НФОР прозвучат увертюры и симфонические фрагменты из опер Вагнера, в том числе отмеченные Чайковским, а также номера из балета «Лебединое озеро» (включая Па-де-труа и Танец с кубками из первой картины, Неаполитанский, Испанский и Русский танцы из третьей картины и другие), составленные в сюиту Арсентием Ткаченко.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *