НФОР откроет цикл концертов к 200-летию Антона Брукнера

9 ноября 2024 | Зал Зарядье
Солист – Филипп Копачевский (фортепиано)
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Шопен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21
Ротт. Симфония № 1 ми мажор

КУПИТЬ БИЛЕТ

9 ноября Национальный филармонический оркестр России выступит в Зале Зарядье с концертом, открывающим серию мероприятий к 200-летию со дня рождения австрийского композитора Антона Брукнера (1824–1896), одного из крупнейших симфонистов позднего романтизма. Под управлением Арсентия Ткаченко в этот вечер прозвучит Первая симфония Ханса Ротта (1858–1884) – ученика Брукнера, выпускника Венской консерватории, чья жизнь трагически оборвалась на пороге больших свершений.

В консерватории, которую Ханс Ротт окончил в 1878 году, его наставником по композиции был Франц Кренн (у него же учился и Густав Малер, ставший Ротту близким другом и соседом по комнате), у Брукнера же он обучался игре на органе и импровизации. Но для Ротта уроки Брукнера, как для Малера его лекции по теории музыки, значили намного больше. Сам Брукнер был очень высокого мнения о таланте Ротта, прочил ему большое будущее. «От этого человека вы еще услышите великие вещи!» – воскликнул он, обращаясь к экзаменационной комиссии.

Первую часть будущей Первой симфонии Ротт представил в качестве выпускной экзаменационной работы (второй этап экзамена проводился в виде конкурса), однако потерпел неудачу: он единственный из семи выпускников, несмотря на горячее заступничество Брукнера, не получил никакой премии. Закончив симфонию спустя два года, в июле 1880-го, Ротт показал ее дирижеру Хансу Рихтеру и Иоганнесу Брамсу, но первый отказался ее исполнять, сославшись на нехватку времени, а от второго молодой автор вместо поддержки получил резкую отповедь. Две недели спустя Ротта настигло жесточайшее умственное расстройство, он был помещен в психиатрическую клинику, где и скончался в июне 1884 года в возрасте 25 лет.

При жизни Ротта ни одно его сочинение не было опубликовано, а после смерти его имя было предано забвению до 1970-х годов, когда британский музыковед, специалист по Малеру, Пол Бэнкс обнаружил в Австрийской национальной библиотеке рукопись Симфонии ми мажор. Он приложил немало усилий, чтобы дать ей концертную жизнь, посвятил Ротту несколько публикаций. В академических кругах была инициирована оживленная дискуссия, в ходе которой один из экспертов, Джеймс Тесс, назвал Ротта «недостающим звеном между Брукнером и Малером». 4 марта 1989 года состоялась мировая премьера Первой симфонии: ее исполнил оркестр «Цинциннати-Филармония» под управлением Герхарда Самуэля. В России она впервые прозвучала в декабре 2005 года в исполнении оркестра «Новая Россия» под управлением Йоханнеса Вильднера.

Лишь на рубеже XX–XXI столетий музыкальная общественность признала несомненные достоинства и новаторские черты творчества Ротта. В 2002 году было основано Международное общество Ханса Ротта, его музыка стала более активно исполняться и записываться, в том числе Первая симфония, записи которой насчитывают уже более десятка. Сегодня широко известно высказывание Густава Малера об этой партитуре и ее авторе: «То, что музыка потеряла в нем, невозможно измерить: такого полета достигает его гений уже в Первой симфонии, которую он написал, когда был двадцатилетним юношей, и которая делает его – и это не слишком сильно сказано – основоположником новой симфонии, как я ее понимаю». ​

Программу НФОР дополнит Второй фортепианный концерт Фридерика Шопена – польского классика, которого современники называли «поэтом фортепиано». Сам композитор писал, что в музыке концертов отразилось его увлечение операми Винченцо Беллини. Образный строй лирического Второго концерта обусловлен нежным чувством Шопена к дочери бургграфа Варшавского, певице Констанции Гладковской. Пётр Ильич Чайковский, дав высокую оценку шопеновским концертам, отметил, что они требуют от солиста «мягкости и бисерности туше, певучести, вкуса и грациозности в отделке деталей». Все эти качества проявит лауреат международных конкурсов Филип Копачевский, которого несколько лет назад японская вещательная корпорация NHK специально пригласила записать диск с фортепианными произведениями Шопена.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *