25 января 2025 | Светлановский зал Дома музыки
Серия «НФОР и маэстро Владимир Спиваков»
XV Московский Рождественский фестиваль духовной музыки
Закрытие фестиваля
Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей»
(художественный руководитель – Лев Конторович)
Солисты: Полина Шабунина, сопрано
Полина Шамаева, меццо-сопрано
Алексей Неклюдов, тенор
Игорь Подоплелов, баритон
Дирижер – Владимир Спиваков
Караманов. Реквием (к 90-летию со дня рождения композитора)
Танеев. «Иоанн Дамаскин», кантата для хора и оркестра, соч. 1
Рождественский фестиваль, ежегодно проходящий в Доме музыки с 2011 года, в нынешнем году состоится в 15-й раз. Приуроченный к празднованию Рождества Христова, фестиваль стал доброй традицией на пути приобщения широкой публики к многовековым традициям христианской музыкальной культуры. На закрытии форума Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России ежегодно представляют шедевры духовной музыки самых разных эпох, стилей и композиторских школ. На сей раз маэстро остановил свой выбор на сочинениях отечественных авторов. В концерте также принимают участие «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича и солисты ведущих российских театров.
В центре программы – Реквием (1971) выдающегося мастера прошлого столетия, основоположника музыкального направления «религия в симфонизме» Алемдара Караманова. Исполнение посвящается 90-летию со дня рождения композитора. Это первый в истории отечественный образец заупокойной мессы на канонический латинский текст (по образцу Моцарта), ставший ориентиром для многих современников Караманова. В этом сочинении композитор воплотил идею связи времен через различные аллюзии с музыкой прошлого, стилистические приметы различных эпох (от средневековья до ХХ века) и сумел вдохнуть в традиционный жанр свежие идеи, продемонстрировав яркий самобытный стиль.
«Есть одна вещь, которая доступна очень немногим, это называется откровением, – говорит Владимир Спиваков о Реквиеме. – Эта музыка пронизана откровением, которое как бы свыше нисходит на человека. А Караманов принадлежал к уникальным творцам-отшельникам, которого Альфред Шнитке называл единственным гением среди талантливых коллег».
Сам Алемдар Караманов так охарактеризовал свое творчество: «В моей музыке – жизнь, и не только жизнь религиозная, любая жизнь, причем она не угасает, а все время разрастается… Я не пишу богослужебной музыки совершенно… Я всей силой своей натуры попытался выразить дух писаний, дух религиозных документов христианства… Я написал музыку по Евангелиям, по Апокалипсису, написал Stabat Mater, Реквием, Мессу по латинским текстам, причем все это очень большие симфонии, многочастные циклы. За все это долгое время моего осознания религии они буквально выразили ее дух, ее сущность на современный лад, на современном музыкальном языке. Эти как бы уже потухшие, мертвые древние постройки ожили человеческой, настоящей жизнью. Я вложил туда всю свою душу, я веровал в это и понимал, что за этими холодными постройками таится глубокая вечная жизнь».
Во втором отделении концерта прозвучит знаменитая кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» на слова Алексея Толстого, посвятившего поэму судьбе легендарного христианского святого – богослова и создателя песнопений. Владимир Спиваков называет это сочинение одной из вершин русской хоровой классики, «гениальным музыкальным пророчеством». Ранее маэстро записал кантату Танеева с «Мастерами хорового пения» и НФОР, включив в альбом «Русь Святая».