21 января 2025 | Зал Зарядье
Солист – Александр Рамм, виолончель
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Элгар. Концерт для виолончели с оркестром ми минор, соч. 85
Глиэр. Симфония № 3 си минор («Илья Муромец»), соч. 42
Новую концертную программу в Зале Зарядье дирижер Арсентий Ткаченко посвятил 150-летию со дня рождения выдающегося русского классика Рейнгольда Морицевича Глиэра (1875–1956). В центре программы – его Третья симфония («Илья Муромец») – выдающееся явление в русской музыкальной культуре Серебряного века, удостоенное Премии имени Глинки. Дополнит программу еще одно произведение, созданное в 1910-е годы, – Виолончельный концерт британского классика Эдварда Элгара. Оба сочинения, несмотря на широкую известность в мире, нечасто звучат на московских сценах. И оба в той или иной мере продолжают национальные традиции в академической музыке.
Созданная в 1911 году Третья симфония Глиэра («Илья Муромец»), снабженная автором развернутой программой в былинном стиле, продолжает традиции кучкистов, в том числе эпическую линию «Богатырской симфонии» Бородина, и развивает тему, привлекавшую в ту пору многих художников и поэтов. Симфоническое полотно Глиэра грандиозно и замыслом, и продолжительностью звучания (70–80 минут), и четверным составом оркестра со множеством ударных и челесты. Традиционным четырем частям цикла композитор дал названия: «Калики перехожие. Илья Муромец и Святогор», «Соловей-разбойник», «У Владимира Красна Солнышка» и «Подвиги и окаменение Ильи Муромца».
«Роскошная, захватывающая дух партитура симфонии по мастерству и удивительным оркестровым находкам ничем не уступает “Жар-птице” Стравинского, созданной годом раньше, а в чем-то, может быть, даже дает ей фору, – пишет музыковед Антон Софронов. – Некоторые “дикие” тембровые сочетания предвосхищают даже “Скифскую сюиту” Прокофьева, написанную вскоре после этой симфонии. …Музыкальный язык Глиэра укладывается в традиционные рамки, но доводится до крайних их пределов с помощью гармонических находок, которыми мы обязаны Римскому-Корсакову».
С именем Эдварда Элгара связывают так называемый «английский ренессанс» рубежа XIX–ХХ веков, преодолевший кризис, который английская музыка переживала почти 200 лет после смерти Генри Пёрселла. Музыка Элгара до сих пор олицетворяет для англичан золотой век романтизма, а одним из самых значительных произведений композитора считается Концерт для виолончели с оркестром. Он был написан в 1919 году, и в нем автор выразил свои переживания, связанные с событиями Первой мировой войны (Элгар утверждал, что центральный образ композиции – человек, размышляющий о смысле жизни).
Мировую славу концерту в начале 1960-х годов принесла легендарная виолончелистка Жаклин дю Пре. Триумфальный дебют 17-летней артистки в лондонском Уигмор-холле с Симфоническим оркестром Би-би-си обернулся сенсацией, опус Элгара стал «визитной карточкой» Жаклин до конца ее недолгой карьеры, а в дальнейшем вошел в репертуар крупнейших виолончелистов мира. В Зале Зарядье солирующую партию исполнит Александр Рамм – один из самых востребованных российских виолончелистов, серебряный призер Международного конкурса имени Чайковского и победитель многих других музыкальных состязаний, включая конкурс в Пекине и Paulo Cello Competition в Хельсинки; лауреат премии Президента РФ для молодых деятелей культуры.
Доставили огромное удовольствие! за редко исполняемые произведения.
Благодарен за музыкальное действо! Техничное и живое, мастерство исполнения, с душой, восхищает. Большое спасибо за открытия, для нас, для меня —
Симфония № 3 си минор «Илья Муромец»,[1] Соч. 42 — большое симфоническое произведение русского композитора Рейнгольда Глиера.
Струнные и ударные, в Вашем исполнении, ещё долго будут звучать во мне.
Удачи и берегите себя, для нас, рядовых слушателей