Шедевры Аттерберга и Сибелиуса в Зарядье

9 февраля 2025 | Зал Зарядье
Солист – Леонид Железный, скрипка
Дирижер – Ариф Дадашев
Аттерберг. Концерт для скрипки с оркестром, соч. 7
Сибелиус. Симфония № 2 ре мажор, соч. 43

КУПИТЬ БИЛЕТ

Творчество двух гениев Северной Европы, двух современников, представителей позднего романтизма – Яна Сибелиуса и Курта Аттерберга – представлено в новой программе НФОР. Для обоих композиторов шведский был родным языком (Сибелиус – выходец из семьи финских шведов). Оба получили наряду с музыкальным образованием второе, более «практичное»: Сибелиус стал юристом, Аттерберг – инженером. Но если Сибелиус довольно быстро отказался от юриспруденции, то Аттерберг большую часть жизни продолжал заниматься инженерным делом и до почтенной старости работал в Шведском управлении патентов и регистрации. Наконец, оба композитора получили признание при жизни, многие их сочинения исполнялись и принесли авторам заслуженный успех.

За дирижерским пультом НФОР выступит Ариф Дадашев – некогда участник дирижерско-стажерской группы оркестра, ныне дирижер Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и приглашенный дирижер Мариинского театра. Партию скрипки в Концерте Аттерберга исполнит Леонид Железный – воспитанник Московской консерватории, лауреат международных конкурсов имени Бетховена в Австрии, имени Леопольда Ауэра в Санкт-Петербурге, Владимира Спивакова в Уфе, имени Вацлава Гумла в Хорватии, конкурсов в Харбине и Стокгольме. С Национальным филармоническим оркестром России музыкант выступит впервые.

Курт Аттерберг в сфере искусства выступал в амплуа композитора, дирижера, музыкального критика и культурно-общественного деятеля. В частности, будучи неутомимым популяризатором национальной музыки, он принял активнейшее участие в организации Шведского международного общества композиторов и Ассоциации шведских композиторов (оба существуют поныне). В наследии Аттерберга – пять опер, три балета, девять симфоний, театральная, симфоническая и камерная музыка, а также несколько инструментальных концертов. Первым из появился Концерт для скрипки с оркестром, завершенный накануне мировой войны. Впервые исполненный в феврале 1914 года в Гётеборге под управлением автора (солировал Свен Кьельстром), концерт представляет собой традиционную трехчастную композицию и выдержан в русле классико-романтических традиций. Своими творческими ориентирами Аттерберг называл Брамса, Регера и русских композиторов.

Вторая симфония Яна Сибелиуса, премьера которой состоялась в Хельсинки 8 марта 1902 года с автором за дирижерским пультом, снискала триумф, какого финская музыка прежде не знала. Причина успеха заключалась в удивительном соответствии характера музыки патриотическим чаяниям финнов, противостоявших интеграции в Российскую Империю. Однако Сибелиус отрицал наличие в своей симфонии политического содержания – им двигали мотивы, лежащие в области чистого искусства.

Весной 1901 года он отправился в Италию, где в нем пробудились «удивительные мысли о сущности музыки» и интерес к доромантической эстетике. Он сделал наброски произведения о Дон Жуане, сочинил тему, отмеченную в рукописи словом «Христос»; задумал симфоническую поэму по мотивам «Божественной комедии» Данте. Ни одна из этих идей не была воплощена, но итальянские эскизы пригодились для второй части Второй симфонии, где, в соответствии с ремарками композитора, Дон Жуан встречается со Смертью, а тема «Христос» становится второй темой. Пасторальное Allegretto (I часть) предшествует ему в качестве пролога. За стремительным скерцо без перерыва следует победоносный финал, исполненный могучей жизненной силы, которая и оказала на соотечественников композитора столь воодушевляющее воздействие.

Перед концертом в 18:00 в Малом зале Зарядья состоится лекция Марины Монаховой, посвященная творчеству Сибелиуса. Посещение лекции возможно при наличии билета на концерт, регистрация не требуется.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *