
Наша страна помнит подвиг своих предков, чтит его на протяжение уже почти 80 лет. И сейчас, в наше время, подвиги отцов и дедов становятся еще более героическими, мы равняемся на них, пытаемся соответствовать. И потому патриотическая тема, как бы банально это ни звучало, стала актуальнее. Во всех смыслах. И песни военных лет, которые еще лет десять назад вызывали слезы ностальгии, печали и гордости за дедушек, сегодня превратились в слезы по ровесникам, по нам с вами.

И тут такая возможность - услышать с детства знакомые слова и мелодии. Не за столом, не по телевизору, а в зале Мурманской областной филармонии, в исполнении Хиблы Герзмавы и Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова. И впитанные с младенчества «На безымянной высоте», «Эх, дороги», «Сережка с Малой Бронной», «От героев былых времен», «Мы за ценой не постоим» зазвучали совсем иначе.

Впрочем, у музыкантов эмоций было не меньше. И им, надо признать, было гораздо сложнее: это слушатели могли сидеть в креслах, утирать слезы, а им предстояло работать. Играть, несмотря ни на что.
- Во-первых, я хотел бы поблагодарить Андрея Чибиса, потому что это был первый губернатор, который мне написал письмо поддержки. Я его получил и тотчас же отправил в ответ, что все будет сделано для того, чтобы концерт состоялся, - сказал Владимир Спиваков. - Эта программа - программа сердца, того, что лежит в душе каждого человека, который родился в СССР, в России. Это память о наших дедушках, бабушках, родителях, тех, кто погиб. Очень немного осталось людей, которые выжили. Все, что можно было вложить в эту программу, мы вложили. Всю свою душу. Хотелось сделать по-настоящему, так, как это должно быть. Потому что мы - Национальный филармонический оркестр России. Очень многие плакали каждый раз, когда слышали наше исполнение. Даже сегодня я взял программу и у меня до сих пор сердце стучит, не может остановиться. Я должен прийти в себя. Это не просто слова, это кровь. Это любовь, потеря близких, 125 граммов хлеба, повозки с мертвецами... Все перед глазами. Страдания человеческие. И Победа. Она должна быть. Я вам все сказал, остальное вы услышите на сцене. Мы так же дрожим, как и публика.
- Нам с Владимиром Теодоровичем показалось, что дать концерт 9 мая недостаточно. И мы вспомнили, что лет 25 назад был уникальный проект Дмитрия Хворостовского, когда не только в Москве, в Кремлевском дворце, но и по всей стране проехал сводный оркестр под управлением Константина Орбеляна. Они дали порядка 50 концертов, где Хворостовский, в тот момент живущий в Лондоне, вернулся в Россию и спел программу, которая вызвала огромное количестве эмоций и слезы на глазах не только женского населения. Она оставила огромный след в российской культуре, ведь исполнялась не только в филармонических закрытых залах, она исполнялась на площадях крупнейших городов России, собирала несколько десятков тысяч человек. Это был общенациональный проект, - рассказал директор Национального симфонического оркестра России Георгий Агеев. - И нам захотелось сделать что-то подобное. Нужно было найти исполнителя, который сегодня представлял бы собой такую же ценность для российской и мировой культуры, как Хворостовский. И в этом смысле альтернатива была очень проста. Только Хибла Герзмава. Она находится в невероятном расцвете своего таланта, с потрясающим звучанием голоса, с необыкновенной харизмой и с общенародной популярностью благодаря не только телепроектам, но прежде всего благодаря тому, что она является ведущей оперной солисткой одновременно Большого, Мариинского театра и театра Станиславского и Немировича-Данченко. Мы подумали, что именно она может спеть. Причем спеть, используя не только свой оперный потенциал, свой фантастический голос, но и свою необыкновенную душевность, свои актерские данные, которые требует чрезвычайно тонкого применения.

И все получилось. Владимир Спиваков мастерски управлял оркестром, при помощи палочки, рук и мимики, музыканты внимательно следили за нотами - даже ударные, которые были задействованы не в каждой мелодии, Хибла Герзмава, то прикасаясь щекой к тыльной стороне ладони маэстро, то подбегая к нему, как к самому светлому и чистому на этой планете, то опуская голову ему на грудь, как к отцу...
Это было гениально. Что, впрочем, и ожидаемо. Слушатели выходили из зала опустошенные эмоционально. Но им проще - сегодня выходной. А музыканты дадут еще один концерт, в Североморске. Место Хиблы Герзмава займет солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште Полина Шамаева (меццо-сопрано).