(Русский) Владимир Спиваков и Хибла Герзмава в Мурманске

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Владимир Спиваков, Национальный филармонический оркестр, Хибла Герзмава - что еще нужно для аншлага? В Мурманской областной филармонии в пятницу был аншлаг. И привлекали северян не только имена, но и программа. Она получила название «Я люблю тебя, жизнь!» (12+) по легендарной песне Эдуарда Колмановского, написанной на стихи Константина Ваншенкина и ставшей одним из символов советской эпохи.

Наша страна помнит подвиг своих предков, чтит его на протяжение уже почти 80 лет. И сейчас, в наше время, подвиги отцов и дедов становятся еще более героическими, мы равняемся на них, пытаемся соответствовать. И потому патриотическая тема, как бы банально это ни звучало, стала актуальнее. Во всех смыслах. И песни военных лет, которые еще лет десять назад вызывали слезы ностальгии, печали и гордости за дедушек, сегодня превратились в слезы по ровесникам, по нам с вами.

И тут такая возможность - услышать с детства знакомые слова и мелодии. Не за столом, не по телевизору, а в зале Мурманской областной филармонии, в исполнении Хиблы Герзмавы и Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова. И впитанные с младенчества «На безымянной высоте», «Эх, дороги», «Сережка с Малой Бронной», «От героев былых времен», «Мы за ценой не постоим» зазвучали совсем иначе.

Впрочем, у музыкантов эмоций было не меньше. И им, надо признать, было гораздо сложнее: это слушатели могли сидеть в креслах, утирать слезы, а им предстояло работать. Играть, несмотря ни на что.

- Во-первых, я хотел бы поблагодарить Андрея Чибиса, потому что это был первый губернатор, который мне написал письмо поддержки. Я его получил и тотчас же отправил в ответ, что все будет сделано для того, чтобы концерт состоялся, - сказал Владимир Спиваков. - Эта программа - программа сердца, того, что лежит в душе каждого человека, который родился в СССР, в России. Это память о наших дедушках, бабушках, родителях, тех, кто погиб. Очень немного осталось людей, которые выжили. Все, что можно было вложить в эту программу, мы вложили. Всю свою душу. Хотелось сделать по-настоящему, так, как это должно быть. Потому что мы - Национальный филармонический оркестр России. Очень многие плакали каждый раз, когда слышали наше исполнение. Даже сегодня я взял программу и у меня до сих пор сердце стучит, не может остановиться. Я должен прийти в себя. Это не просто слова, это кровь. Это любовь, потеря близких, 125 граммов хлеба, повозки с мертвецами... Все перед глазами. Страдания человеческие. И Победа. Она должна быть. Я вам все сказал, остальное вы услышите на сцене. Мы так же дрожим, как и публика.

И зал дрожал. На протяжении полутора часов выступления. Это был единый организм - звучала «Вставай, страна огромная» - зал вставал. Звучали песни - зал, утирая слезы, аплодировал. «День Победы» - все снова встали, не могли остановить аплодисменты. Это было волшебство и магия, единение всех.
Как они это делают - неизвестно. Да, мастерство, да, знакомые песни, да, 9 мая близко. Но как? А потому, что все в России сейчас живут, как единый организм. Гордятся прошлым, верят в настоящее.

- Нам с Владимиром Теодоровичем показалось, что дать концерт 9 мая недостаточно. И мы вспомнили, что лет 25 назад был уникальный проект Дмитрия Хворостовского, когда не только в Москве, в Кремлевском дворце, но и по всей стране проехал сводный оркестр под управлением Константина Орбеляна. Они дали порядка 50 концертов, где Хворостовский, в тот момент живущий в Лондоне, вернулся в Россию и спел программу, которая вызвала огромное количестве эмоций и слезы на глазах не только женского населения. Она оставила огромный след в российской культуре, ведь исполнялась не только в филармонических закрытых залах, она исполнялась на площадях крупнейших городов России, собирала несколько десятков тысяч человек. Это был общенациональный проект, - рассказал директор Национального симфонического оркестра России Георгий Агеев. - И нам захотелось сделать что-то подобное. Нужно было найти исполнителя, который сегодня представлял бы собой такую же ценность для российской и мировой культуры, как Хворостовский. И в этом смысле альтернатива была очень проста. Только Хибла Герзмава. Она находится в невероятном расцвете своего таланта, с потрясающим звучанием голоса, с необыкновенной харизмой и с общенародной популярностью благодаря не только телепроектам, но прежде всего благодаря тому, что она является ведущей оперной солисткой одновременно Большого, Мариинского театра и театра Станиславского и Немировича-Данченко. Мы подумали, что именно она может спеть. Причем спеть, используя не только свой оперный потенциал, свой фантастический голос, но и свою необыкновенную душевность, свои актерские данные, которые требует чрезвычайно тонкого применения.

И все получилось. Владимир Спиваков мастерски управлял оркестром, при помощи палочки, рук и мимики, музыканты внимательно следили за нотами - даже ударные, которые были задействованы не в каждой мелодии, Хибла Герзмава, то прикасаясь щекой к тыльной стороне ладони маэстро, то подбегая к нему, как к самому светлому и чистому на этой планете, то опуская голову ему на грудь, как к отцу...

Это было гениально. Что, впрочем, и ожидаемо. Слушатели выходили из зала опустошенные эмоционально. Но им проще - сегодня выходной. А музыканты дадут еще один концерт, в Североморске. Место Хиблы Герзмава займет солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште Полина Шамаева (меццо-сопрано).

Фоторепортаж Льва Федосеева

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *