Лёд и пламень Владимира Спивакова

4 апреля в столичном Концертном зале имени Чайковского в рамках абонемента «Лёд и пламень…» Национальный филармонический оркестр России (НФОР) выступит под управлением своего художественного руководителя и главного дирижёра Владимира Спивакова. В программе: Второй фортепианный концерт Прокофьева, Пятая симфония Шостаковича. Принципом для формирования программ цикла «Лёд и пламень» стал контраст произведений композиторов-антиподов, авторов, бывших современниками, однако представляющих зачастую различные, а иногда и вовсе противоположные художественные направления. Прокофьева и Шостаковича едва ли можно считать антиподами, однако, их музыку принято сопоставлять, сравнивая Прокофьева с Гайдном и Моцартом, а Шостаковича – с Бетховеном, и подчёркивать этими сравнения несхожесть стиля композиторов. В первом отделении прозвучит Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Прокофьева – один из самых масштабных фортепианных концертов своей эпохи, называемый «симфонией с фортепиано». Солировать будет молодой пианист Константин Шамрай. Лауреат многих международных конкурсов, наиболее широкую известность музыкант завоевал благодаря победе на IX конкурсе пианистов в Сиднее (2008, I премия и 6 специальных призов). После конкурса К.Шамрай дал 27 сольных концертов в городах Австралии и 13 концертов с Австралийским струнным квартетом, а также получил предложение от компаний Naxos и ABC-Classics записать диски с сольными программами. На сегодняшний день география выступлений К.Шамрая охватывает разные города России, многие страны Европы, США. С Владимиром Спиваковым пианист сотрудничает не впервые, однако, в течение многих лет являясь стипендиатом благотворительного фонда Спивакова и неоднократно выступая с камерным оркестром «Виртуозы Москвы», с НФОР К.Шамрай выступит впервые. Во втором отделении прозвучит Пятая симфония Шостаковича, которую композитор задумывал как некую реабилитацию, ответ на разгромные отзывы, сопровождающие все его премьеры довоенных лет. Композитор даже дал симфонии подзаголовок «Ответ советского художника на справедливую критику». Этот «ответ» мог бы сойти за пример героического классицизма, который от него требовали. Шостакович словно минимизировал свой музыкальный стиль, но образный ряд стал полон аллюзий и намёков, истинный смысл которых откроется намного позднее. В Пятой симфонии Шостакович нашел язык, с помощью которого он мог говорить с властью все последующие годы. По материалам Форума «Классика» от 2 апреля 2012

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *