Владимир Спиваков посвятит концерт памяти Елены Образцовой
23 января в Светлановском зале Дома музыки состоится заключительный концерт V Московского Рождественского фестиваля духовной музыки. Академический Большой хор «Мастера хорового пения» при поддержке Национального Филармонического оркестра России исполнит произведения Танеева и Керубини.
Владимир Спиваков уверен, что «даже у людей далеких от религии есть в душе пространство для религиозного чувства. Именно оно двигало композиторами во все времена: от авторов одноголосных хоралов в IX веке до Софии Губайдулиной…». Руководствуясь этим убеждением, маэстро ежегодно в рождественские праздники созывает единомышленников. Перед фестивалем, приуроченным к празднованию Рождества Христова, Спиваков ставит непростую цель - стать одним из важнейших шагов на пути приобщения публики к многовековым традициям христианской музыкальной культуры. В этом пространстве соединяются эпохи, культуры, церковные традиции. Обращение к сакральному остается неизменным.
На закрытии фестиваля под управлением Владимира Спивакова прозвучат сочинения Танеева иКерубини. Автор более сорока произведений для хора, Танеев работал в разных жанрах. По мнению музыковедов, высшего совершенства композитор достиг в двух кантатах для хора и оркестра – ранней «Иоанн Дамаскин» (1884) и поздней «По прочтении псалма» (1912-1914). Публика Рождественского фестиваля услышит первую. Будучи атеистом, Танеев полагал чрезвычайно важным создание возвышенных хоровых композиций, в которых главенствовали идеи этического, нравственного плана, а в качестве музыкальных «экспертов» в хоровом деле неизменно привлекал певчих Московского Синодального хора.
Кантата для смешанного хора и оркестра «12 хоров a cappella на стихи Якова Полонского» – не менее интересна. Б. Асафьев, оценивая историко-художественное значение цикла, отмечал, что хоры "безусловно, являются высшим достижением классического стиля русской светской хоровой культуры дореволюционной эпохи".
Что касается Керубини, то известно мнение Бетховена, которого как-то спросили – кого он считает величайшим из современных композиторов, кроме себя самого? Ответ был: «Керубини».
У Керубини было два реквиема. В Доме музыки прозвучит первый, до-минор. Произведение было написано в 1816 году по заказу к годовщине казни Людовика XVI и его супруги. Это одно из вершинных произведений в своем жанре, получившее признание сразу же после премьеры и занявшее почетное место в сокровищнице мирового музыкального искусства.
Концерт состоится в 23 января в Светлановском зале ММДМ. Владимир Спиваков решил посвятить его памяти Елены Образцовой, великой оперной дивы, с которой 14 января прощается Москва.