Концерт НФОР в Alte Oper, Франкфурт. 13 ноября 2018
Был накрыт стол с музыкальными подарками. Сюитами Чайковского из балетов по мотивам сказок «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Национальный филармонический оркестр России отдал дань своему соотечественнику. К этим благородным дарам относится и Первый фортепианный концерт, в котором уже весьма востребованный пианист Люка Дебарг выплеснул свой гнев, хотя не очень убедительно.
Владимир Спиваков, скрипач мирового класса и мощная индивидуальность за дирижерским пультом, создал из Национального филармонического оркестра коллектив со своим ярко выраженным характером, который отличается не только железной дисциплиной, но и может вдохнуть жизнь в жемчужины творческого наследия Чайковского.
К первым же аккордам фортепианного концерта си-бемоль минор Чайковского 28-летний солист приступил с «бурей и натиском», но как-то стушевался, видно раздосадованный некоторыми мелкими помарками в очень виртуозной игре. Оркестр, уверенно ведомый Спиваковым, аккомпанировал с достоинством, присущим русской классике. Только в каденции французский пианист снова обрел свое знаменитое туше.
Почти attacca начинается Andantino на тему колыбельной с тонко выписанным диалогом между роялем и виолончелью и переходит в мощное ритмическое Allegro, отлично сыгранное оркестром и украшенное виртуозными гирляндами пианиста. Лишь в сыгранной на бис «Ностальгии по родине» Милоша Магина Дебарг смог показать, что заработанная им слава имеет все основания.
Если кто и ожидал от Спивакова предрождественской приторности, тот был приятно разочарован.
Уже Сюита из «Спящей красавицы» прозвучала во всей ее классической строгости от Вступления к чарующей «Фее сирени», характерным танцам и волшебной панораме в бессмертном Вальсе. Во всем этом была своя аура. Так же как и в «Щелкунчике» с его Интермеццо (арфа), «Феей Драже» (челеста), «Танцем пастушков» (в благородном звучании) и, наконец, в незабываемом «Вальсе цветов».
Тут, видно, и сам Спиваков посчитал, что слишком много хорошего - это перебор, и в «бисах» вернулся к современности. Адажио Шнитке, Интермеццо Шостаковича и очень «привязчивый» Вальс Хачатуряна.
Клаус Аккерман, op-online.de. 15.11.18