Отдавая дань памяти итальянскому маэстро, российский скрипач и дирижер Владимир Спиваков отмечал и свое тридцатилетие в качестве художественного руководителя Международного фестиваля в Кольмаре вместе со своим Национальным филармоническим оркестром России (временно пребывающем здесь) и сопрано Хиблой Герзмавой в Церкви Святого Матфея (XIV век).
В прошлом году фестиваль был посвящен Евгению Кисину, 31-й фестиваль - памяти Клаудио Аббадо (1933-2014). Выбор Спивакова пал на итальянского дирижера еще и потому, что это позволило высветить крупные имена музыкального мира, которые известны не только своим талантом, но и своим альтруизмом. Клаудио Аббадо, открывший театр Ла Скала для публики не привилегированной и не очень образованной, как раз относился к таким людям. Концерт, данный Владимиром Спиваковым и Национальным филармоническим оркестром России по этому поводу под сводами элегантной Церкви Святого Матфея, представил собой широкую панораму великих арий, которыми дирижировал маэстро.
Две Леоноры начали и увенчали концерт. В арии “Pace, pace” первой из них из «Силы судьбы» голос певицы то возносился к раздирающим душу верхам, то источал роскошную бархатную мягкость. В полном соответствии с текстом отрешенно прозвучала “fatalità”, в нужный момент к самым высоким нотам подключилось вибрато, и ария завершилась поднятым вверх кулаком.
Для Леоноры из «Трубадура» финал Miserere обрел нужный ритм: то уместная пылкость, то нежнейшие соловьиные трели. Уверенные высокие ноты временами даже вызывали одобрительный шепот. Как и в прошлом году, на этом же фестивале и с тем же дирижером, певица элегантно сочетала эмоциональность и техничность, выразительность и театральность, то есть те качества, которые сделали ее постоянной гостьей Опера де Бастий (в этом сезоне она поет в «Дон Карлосе» и «Трубадуре»).
То повернувшись к первым скрипкам в диалоге с ними, то обращая свой взор на дирижера, то возводя глаза к небу, Хибла Герзмава не просто дает концерт, а как бы представляет слушателям тот сценический образ, который она создает для перевоплощения в каждую роль. Слишком быстрый темп в Casta Diva сделал Норму несколько необычной, но в арии Me parea Дездемоны он помог обеспечить заложенную в нее акробатическую виртуозность. Как это часто случается, после Ave Maria публика замерла в молчании и не сразу разразилась шумными аплодисментами. Спрятанный среди оркестра за одной из колонн церкви, как узник в «Трубадуре», тенор Алексей Неклюдов внес нужную по роли страстность. Как и в прошлом году, его деликатное piano несколько терялось на фоне богатого звучания оркестра.
В промежутке между ариями были сыграны, тоже в честь Аббадо, Вариации для кларнета с оркестром на темы «Риголетто» Луиджи Басси (1833-1871), кларнетиста Ла Скала, исполненные солистом Андреем Михайловским с таким умением и виртуозностью, что зал взорвался овацией.
Национальный филармонический оркестр звучит очень гармонично при полном сохранении под руководством Владимира Спивакова индивидуальности и оттенков, присущих каждой группе инструментов. Струнники соревновались с вокальным вибрато певицы и в увертюре к опере «Сила судьбы», сначала воинственной, затем солнечной, замедляли некоторые темпы, что позволяло усилить напряженность, особенно в бурных пассажах.
Многочисленные букеты цветов для солистки и дирижера свидетельствовали, в дополнение к бурным аплодисментам, о восхищении публики, среди которой было и много россиян.
Фото - Бернард Фрухиншольц