Рецензия на концерт НФОР в Германии (автор – Эва-Мария Шпиндлер)

Sudkurier

09.12.2011 Захватывающая встреча востока и запада Абсолютно радостное настроение в трех бисах: с задорным воодушевлением отправился мощный симфонический оркестр на чужое поле, продемонстрировав все лучшее, что могут показать ответственные музыканты даже в скромных пьесах, которые они пробуждают к жизни для широкой аудитории, без натуги и с прекрасным звуком. «Грустный вальс» Сибелиуса превратился в богатую резьбой шкатулку с драгоценностями, за которой последовала ироничная транскрипция Шостаковича милой польки Иоганна Штрауса. Дирижер Владимир Спивков, уверенный и полный жизни, не боящийся лишних движений, царил на подиуме.  То готовый к бою тореадор, то скромный рыцарь – мастер  силуэтного портрета с вариациями. Первое отделение концерта Национального филармонического оркестра России проходило, однако, под знаком солиста-инструменталиста.  «Вариации на тему рококо» для виолончели и оркестра П.И.Чайковского оказались идеальной площадкой для игры струнных инструментов. Семь богатых контрастами вариаций позволили молодому французу Готье Капюсону, который в мае выступит в качестве солиста с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля,  проявить свой огромный талант. Он играл безо всякой показухи, с хорошо обдуманной агогикой, с большей концентрацией,  и,  прежде всего,  с технической отточенностью, с блеском и продуманностью. Хотя французский писатель и музыкальный критик Ромен Роллан отозвался несколько пренебрежительно о произведениях Камиля Сен-Санса, его виолончельный концерт № 1 оказался разнообразным  по звучанию и инструментовке коллажем, в котором  соло виолончели все время переплетается с полнозвучным оркестром. Ощущалось идеальное взаимопонимание  между дирижером и солистом… Именно Девятая симфония!  Так символично и так многозначительно после Бетховена и многих композиторов-романтиков. Для Шостаковича Девятая симфония была выражением его собственных настроений  в тяжелый период между окончанием войны и юбилеем Сталина.  Результатом стало очередное запрещение его сочинений  и отстранение от преподавательской деятельности.  Это произведение вернулось в концертные залы лишь после смерти Сталина в1953 г До конца своей жизни (1975 г.)  великий русский композитор успел написать 15 симфоний, но Девятой симфонией он воздвиг себе памятник:  она так резка, в ней такое звучание медных духовых,  без малейшей передышки для музыкантов и слушателей, что она кажется подробным изложением основного замысла.  Но богатство ее содержания  поражает… В нахально-веселом Allegro  ни один инструмент не дает другому ни слова сказать, идет пустая болтовня, и вдруг  - какое-то дуновение, малый барабан вызывает в памяти мрачное, но уже преодоленное военное время. Спиваков и его основанный в2003 г.  Национальный филармонический оркестр пустили здесь в ход все средства, чтобы с явным удовольствием продемонстрировать всю широту и глубину богатой контрастами инструментовки.  Музыкальный мятеж и в Moderato, часть 2.  Вместо традиционной элегической музыкальной линии при умеренном темпе  полный отчаяния композитор путает все ожидания слушателей и предлагает  малопонятную тему. Музыкальное мастерство достигает новых вершин в Scherzo вплоть до могучего финала:  мощные резкие духовые, парад победы как карикатура. Балетная сюита Прокофьева № 3 предоставила новое пространство для творческого осмысления – глубина, красочность, рождаемые насыщенным звуком. Замечательный унисон струнных. Небольшие вступления духовых и ударных. Спиваков на пике владения звуковым пространством как художник музыки.  Приятно для глаз, вдохновенно для слуха. Эва-Мария Шпиндлер
Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *