(Русский) Концерты высокого стиля

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

31 мая 2017, 9:27 | Алёна Морозова, пермский еженедельник "Новый компаньон"

Уже в восьмой раз Пермская краевая филармония провела Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...»

Сказать, что это событие традиционное, будет даже не совсем верно: вернее — событие со своими традициями. Каждый, кто бывал на концертах Национального филармонического оркестра России (НФОР) в Перми прежде, с радостью узнаёт эти традиции: он уже знает, что все вручённые ему роскошные букеты Владимир Спиваков раздарит коллегам-женщинам, а на бис выйдет только после того, как его вызовут на поклон три раза, ничуть не меньше.

Владимир Спиваков

Концерты Владимира Спивакова — среди самых «цветочных» событий Перми: заваливать музыкантов букетами начинают сразу же после первого исполненного произведения. Пермяки любят Спивакова не только как музыканта, но и как носителя высокого концертного стиля: безупречный фрак индивидуального дизайна, классические манеры — обязательные рукопожатия и обмен парой реплик со всеми музыкантами первого ряда после исполнения каждого произведения — тому пример. Меломанам импонирует и дирижёрская манера руководителя НФОР: балетная стать и почти танцевальные стремительные па Спивакова даже стали темой для дружеского шаржа, на котором дирижёр, держа в вытянутой руке свою палочку, делает «ласточку» перед пюпитром.

Если же говорить о талантах Спивакова как руководителя большого всероссийского фестиваля, который в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны» путешествует по городам России и никогда не обходит Пермь стороной — благодаря Пермской филармонии и поддержке Министерства культуры Пермского края, то здесь невозможно не восхититься его умением создать блестящую программу и пригласить звёздных солистов. Выбор произведений безупречен: великие симфонии сменяются мелодичнейшими концертами, популярная классика — сложной музыкой ХХ века. Среди солистов преобладает молодёжь, но непременно присутствуют прославленные в мире звёзды.

В первый вечер нынешнего фестиваля, 23 мая, такой звездой была Клара-Джуми Кан, молодая скрипачка из Германии, лауреат последнего, XV Международного фестиваля им. Чайковского. Тому, кто хочет узнать с помощью живого примера, что такое виртуозность, непременно следовало быть на этом концерте. Его открыл красивейший, но не самый раскрученный концерт для скрипки с оркестром Макса Бруха, и каждый, даже не самый продвинутый зритель смог почувствовать и оценить эту красоту, в основном благодаря солистке, чьи пассажи были изящными и в то же время очень лёгкими и естественными.

Блестящий концерт сменили вещи популярные, но требующие не меньшей виртуозности: Интродукция и Рондо каприччиозо Сен-Санса и «Цыганские напевы» Пабло де Сарасате. Публика одновременно радовалась, узнавая популярную музыку, и восторгалась её небанальным исполнением.

Всё второе отделение заняла Пятая симфония Чайковского. Она, конечно, не раз звучала в Большом зале Пермской филармонии, но это музыка, которую можно слушать бесконечно. Чайковский — «фишка» НФОР, точно так же, как «фишка» другого коллектива Владимира Спивакова — камерного оркестра «Виртуозы Москвы» — итальянская музыка. В Чайковском музыканты буквально купаются, «ныряя» порой на опасные глубины. Диву даёшься, как такой позитивный, солнечный, жовиально-витальный, «моцартовский» музыкант, как Спиваков, раскрывает чёрные бездны самой глубокой, философской и бесконечно русской симфонии Чайковского, мгновенно перестраиваясь на танцевальную лёгкость и текучую сладость в третьей части — вальсе.

Владимир Спиваков

Программа второго дня была похожей на программу первого: сложная музыка ХХ века («Просветлённая ночь» Шёнберга), затем красивый инструментальный концерт, затем — грандиозная симфония. В качестве приглашённого солиста выступил 14-летний Роман Борисов из Новосибирска, который солировал в 23-м Концерте для фортепиано с оркестром Моцарта. Исполнял, что греха таить, по-ученически; над легато в медленной части, например, надо ещё изрядно поработать. Но у Спивакова свои принципы: он справедливо считает, что вундеркиндам необходима практика выступления с ведущими оркестрами на большой сцене. Концерт Моцарта сам по себе так красив, что хочется абстрагироваться от отдельных огрехов. Лишь бы у юноши не началось головокружение от успеха: в перерыве он вовсю раздавал в фойе автографы.

Завершила концерт Четвёртая симфония Малера, и это — пермский концертный парадокс: менее месяца назад ту же симфонию в том же зале исполнял оркестр Мариинского театра, а через год этим произведением закроет XII Дягилевский фестиваль оркестр MusicAeterna. Такая концентрация «Четвёртых…» Малера говорит об интенсивности концертной жизни в Прикамье, где публика получает возможность не только слушать живое исполнение великой классики, но и сравнивать разные трактовки.

Несмотря на мощное звучание оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, в исполнении НФОР и Спивакова были свои достоинства: они играли более лирично, более выразительно. Их «Четвёртая…» Малера была более человечной, чем у петербуржцев, более близкой слушателю.

Вторая половина фестиваля была построена на лёгкой музыке: звучали хитовые оперные арии, джаз, музыка кино. На третий фестивальный день состоялся вокальный вечер, где блистали победители последнего сезона «Большой оперы» на телеканале «Культура». Ксения Нестеренко и Тигран Оганян появились в Перми в буквальном смысле «по многочисленным просьбам зрителей»: изначально их концерт планировалось провести в Полазне, но пермская публика взмолилась: так хотелось живьём увидеть — и, главное, услышать — телезвёзд! Организаторы «переиграли» программу фестиваля и не прогадали: зал был полнёхонек, а публика — восторженная до настоящей экзальтации, аплодировать порой начинали ещё до того, как дирижёр опускал палочку, крики «Браво!!!» буквально оглушали.

Звучала самая сладкая оперная музыка: программа из популярных арий и дуэтов была прослоена мелодичными увертюрами и интермеццо. Ксения Нестеренко в очередной раз доказала, что она не только чрезвычайно одарённая певица, но и умница: прекрасно понимает, что одного голоса для оперной карьеры недостаточно, важно ещё и мастерство, хорошая школа. Такое умение управлять своим голосом, укрощать его, использовать все его возможности демонстрирует не каждая столичная дива, а ведь Ксения совсем юная, да ещё из провинции! Жаль, что на концерте звучала только итальянская и французская музыка: было бы интересно и наверняка очень приятно услышать эту певицу в русском репертуаре.

Спиваков концерт

Что же касается её коллеги и соперника в телевизионном конкурсе Тиграна Оганяна, то он — стопроцентный итальянец и внешне, и по голосу — сладкий, рассыпчатый, сахарный тенор, сильный и красивый. На бис он спел арию Калафа из «Турандот» Пуччини, ту самую Nessun Dorma, которой завершали свои знаменитые концерты три великих тенора — Паваротти, Доминго и Каррерас; НФОР же на бис завершил вечер интермеццо из сарсуэлы Хименеса «Свадьба Луиса Алонсо», которое прозвучало с феерическим драйвом, не хуже, чем «Тамерлан» у Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.

Кстати, полазненцы вовсе не были обижены тем, что Ксения Нестеренко и Тигран Оганян провели этот вечер в Перми: при поддержке правительства Пермского края на следующий день маэстро и НФОР отправились в этот посёлок с известной пианисткой Екатериной Мечетиной. Кроме того, по традиции в рамках проекта филармонии «Виртуальный концертный зал» состоялись прямые трансляции концертов в Пермский край: города Чернушку, Березники, Кунгур и Губаху, посёлки Полазна и Ильинский.

Завершился фестиваль джазовым вечером с участием трубача Вадима Эйленкрига, который солировал в собственной сюите «Открытки из Нового Орлеана», где мастерски аранжировал для симфонического оркестра, трубы и фортепиано самые знаменитые джазовые мелодии. Сказать, что Эйленкриг играл хорошо, будет несправедливо сухо. Он играл… стильно, по-пижонски, показывая, что джаз — это не просто музыка, но образ жизни.

Во втором отделении Спиваков с оркестром проделали фокус, который уже однажды, на фестивале 2011 года, прекрасно прошёл в Перми на аналогичном фестивале: выступили в роли коллективного тапёра во время показа фильма Чарли Чаплина. В прошлый раз это были «Огни большого города», сейчас — первый полнометражный фильм Чаплина «Малыш». В очередной раз зрители убедились, что юмор Чаплина не скисает со временем — хохот в зале раздавался всё чаще; что фильмы надо непременно смотреть на большом экране, а немые фильмы — с живой музыкой.

В эти дни часто доводилось слышать сетования о том, что фестиваль Спивакова совпадает по времени проведения с Дягилевским. Что ж! Это плата за возможность проводить в Перми концерты по-настоящему великих музыкантов. И у Владимира Спивакова, и у Теодора Курентзиса планы очень плотные и свёрстаны на несколько лет вперёд, и если их концерты и совпадают, то это ещё один показатель того, что культурная жизнь Перми насыщена, как и должно быть в культурной столице.

Фото: Любовь Изгагина

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *