21 октября 2023 | Светлановский зал Дома музыки
Абонемент «НФОР и маэстро Владимир Спиваков. Русская классика»
Солист – Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Лядов. Восемь русских народных песен (обработка для оркестра), соч. 58
Чайковский. Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, соч. 56
Чайковский. Симфония № 3 ре мажор, соч. 29
Открывая абонемент НФОР, посвященный шедеврам русских классиков, дирижер Арсентий Ткаченко составил программу из музыки Петра Ильича Чайковского и Анатолия Лядова. Первым номером в нее вошли Восемь русских народных песен для оркестра – удивительная мини-энциклопедия русского фольклора, созданная Лядовым в 1906 году. Это оригинальная сюита, в основу частей которой положены подлинные народные напевы различных жанров – эпического, лирического, святочно-обрядового и других. Напевы взяты из сборников народных песен, собранных известными фольклористами и затем отобранных Лядовым для обработки. Части сюиты – Духовный стих, святочная песня «Коляда-Маледа», Протяжная («Как за речкой, братцы, за рекою»), Шуточная («Я с комариком плясала»), Былина о птицах, Колыбельная («А баю, баю»), Плясовая и Хороводная («Во лузях»).
Следом прозвучит виртуозная пьеса для фортепиано с оркестром, примыкающая к трем фортепианным концертам Чайковского, которую автор назвал Концертной фантазией (1884). В этом своеобразном сочинении, две части которого озаглавлены Quasi rondo и «Контрасты», отразились занимавшие композитора в то время поиски новых оригинальных идей в области формы и оркестровки.
Сольную партию исполнит Арсений Тарасевич-Николаев – продолжатель славной музыкальной династии, внук выдающейся пианистки, композитора и педагога Татьяны Николаевой. После окончания Московской консерватории он стажировался в Италии, в 19 лет стал победителем конкурса имени А. Н. Скрябина, затем лауреатом состязаний пианистов в Кливленде, Сиднее и Бергене (Норвегия), а в 2022 году завоевал серебро на I Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова. С ярким музыкантом заключили контракты фирмы звукозаписи Decca Classics и Universal Music, он получил приглашения в крупнейшие залы мира и на известные фестивали. Пресса писала о нем: «Его манера игры уже напоминает о грандиозном исполнительском стиле прошлого…»; «Филигранная техника, прозрачность звуковой палитры, умение “петь” на фортепиано, ясность художественных намерений, точное понимание стиля – все это несомненные плюсы его исполнения…».
Завершит программу единственная у Чайковского мажорная симфония – Третья, в которой превалируют светлые радостные образы, порой картинно-зрелищного характера. Во многом для композитора это был экспериментальный опус: в классический симфонический цикл он добавил еще одно скерцо. Автор был весьма сдержанного мнения о своей работе, однако строгий критик Герман Ларош высказался о ней восторженно: «По силе содержания, по разнообразному богатству формы, по благородству стиля, запечатленному самобытным, индивидуальным творчеством, и по редкому совершенству техники симфония г. Чайковского составляет одно из капитальных явлений музыки последних лет...»