Шедевры Гершвина с Борисом Березовским

19 ноября 2024 | Концертный зал имени П. И. Чайковского
Абонемент № 15: «Великие инструментальные концерты»
Солист – Борис Березовский, фортепиано
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Корнгольд. Сюита из кинофильма «Морской ястреб»
Гершвин. Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор
Респиги. «Пинии Рима», симфоническая поэма
Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром

КУПИТЬ БИЛЕТ

Главный герой предстоящего концерта в Зале Чайковского – блистательный пианист, заслуженный артист России Борис Березовский – посвящает вечер посвящает вечер музыке Джорджа Гершвина, отразившего в своем творчестве увлечение джазом. Под управлением Арсентия Ткаченко в исполнении НФОР прозвучат также симфонические произведения современников Гершвина – европейцев, чья судьба в той или иной мере была связана с культурой США до Второй мировой войны.

Премьера «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина с автором за роялем прошла в нью-йоркском Эолиан-холле 12 февраля 1924 года. Произведение, принесшее ему всемирную славу, композитор написал всего за месяц, получив заказ для концертной программы «Эксперимент в современной музыке» от одного из самых известных в те годы бэндлидеров, адепта «коммерческого» джаза Пола Уайтмена. Виртуозно соединив собственный стиль, ранний джаз (в котором особую роль играл блюз) и характерные черты романтического фортепианного концерта, Гершвин создал бессмертный шедевр. Оркестровку же выполнил аранжировщик и штатный пианист оркестра Уайтмена Ферд Грофе. Любопытно, что сольные каденции на премьере Гершвин по-настоящему импровизировал.

Вслед за «Рапсодией в стиле блюз» Гершвин написал Фортепианный концерт по заказу Вальтера Дамроша, главы Нью-Йоркского симфонического оркестра, впервые прозвучал 3 декабря 1925 года в Карнеги-холле (сольную партию снова исполнил автор). Сонатное аллегро первой части Гершвин построил на ритмах и интонациях чарльстона; во второй части создал, по его собственным словам, «лирическую ноктюрновую атмосферу, которую можно сравнить с настроениями американских блюзов...», и в финальном рондо, несмотря на явный классический ориентир, вывел на первый план вывел безудержную стихию ритма – основу основ всего джаза. Богатство оркестровой палитры, мастерский синтез импровизационности и классической формы, виртуозно-романтический блеск и своеобразие джазовых идиом – все это сделало Концерт одним из самых популярных произведений своего жанра.

В середине 1920-х годов стремительно развивалась также карьера итальянца Отторино Респиги, который благодаря инициативе американской меценатки Элизабет Спрэг-Кулидж начал регулярно гастролировать в США – в качестве пианиста, дирижера и автора яркой симфонической музыки. Эти выступления обеспечили ему широкую славу за пределами Европы. Его дебютный концерт прошел в Карнеги-холле 31 декабря 1925 года, в январе 1926-го Артуро Тосканини и Нью-Йоркский филармонический оркестр представили американскую премьеру симфонической поэмы Респиги «Пинии Рима» (самой известной из «Римской трилогии»), а на следующий день произведение было исполнено Филадельфийским оркестром под управлением автора. В США он сотрудничал с лучшими оркестрами и дирижерами, в том числе с Бостонским симфоническим оркестром и Сергеем Кусевицким, которые стали первыми исполнителями этюдов-картин Рахманинова в знаменитой оркестровке Респиги.

Как и для Рахманинова, Америка стала второй родиной для австрийца Эриха Вольфганга Корнгольда, бежавшего от нацистского режима. Для индустрии американской киномузыки, в которой Корнгольд активно работал в 1930-1940-е годы, композитор стал настоящей находкой. Он вошел в историю как один из серьезнейших реформаторов киномузыки. Его работы отличаются мелодическим богатством и сложным полифоническим письмом, а поскольку композитор трактовал жанр кино как «оперу без пения», то часто использовал в своих саундтреках принципы лейтмотивной техники и полный состав симфонического оркестра. Такова его музыка к фильму Майкла Кёртеса «Морской ястреб», в основе сюжета которого – борьба Испании и Англии в конце XVI века. Лента создана в жанре романтической мелодрамы, однако в историческом сюжете фильма, вышедшего на экраны в начале Второй мировой войны, отчетливо просматриваются политические аллюзии на злобу дня. В 1941 году фильм номинировался на премию «Оскар» в четырех категориях, включая лучшую музыку.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *