2 ноября 2024 | Концертный зал имени П. И. Чайковского
Абонемент № 27: «Национальный филармонический оркестр России»
Солистка – Шио Окуи, фортепиано
Дирижер – Владимир Спиваков
Форе. Павана, соч. 50
Сен-Санс. Danse macabre, соч. 40
Сен-Санс. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 22
Стравинский. Дивертисмент из балета «Поцелуй феи»
Чайковский. Сюита из балета «Спящая красавица»
Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России 2 ноября открывают именной абонемент НФОР в Концертном зале имени П. И. Чайковского. В первом отделении прозвучат сочинений французских композиторов; центральной фигурой в программе второго отделения станет Чайковский.
В концерте примет участие молодая японская пианистка Шио Окуи – выпускница МССМШ имени Гнесиных, продолжившая обучение в Высшей школе музыки в Женеве (класс Нельсона Гернера). Она завоевала звания лауреата на международных конкурсах «Щелкунчик», Astana Piano Passion в Казахстане, Владимира Крайнева и Grand Piano Competition в Москве, имени И. Я. Падеревского в Польше. С юных лет стала стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и ряда европейских фондов, с 10 лет начала выступать с Владимиром Спиваковым и его коллективами. В 2021 году была удостоена Международной премии BraVo.
Шио Окуи выступит солисткой во Втором концерте Камиля Сен-Санса – произведении, которое считается первым классическим образцом французского фортепианного концерта. Сочинение было написано всего за 17 дней в апреле 1868 года по просьбе Антона Рубинштейна, дирижировавшего оркестром на премьере (сольную партию исполнил автор). Чайковский писал, что «это сочинение чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями», а к тому же «оригинально по форме», так как место медленной части в цикле занимает «прелестное, необыкновенно пикантное скерцо».
Вечер откроет Павана «французского Шумана» Габриэля Форе – обращение к старинному жанру величавого придворного танца. Затем прозвучит симфоническая поэма Сен-Санса Danse macabre («Пляска смерти»). Основой поэмы послужил написанный композитором ранее романс на стихотворение Анри Казалиса, описавшего танец скелетов на кладбище под аккомпанемент самой Смерти, пока их не прерывает рассветный крик петуха. Остроумно используя средства оркестра, Сен-Санс добивается подробного фантастического изображения этой сцены, выступая последователем программного симфонизма Берлиоза.
Премьера балета Чайковского «Спящая красавица» состоялась в Мариинском театре 3 (15) января 1890 года и имела большой успех. Автор был очень доволен своей работой, и когда зашла речь о составлении сюиты, отбор номеров вызвал у него затруднения: балет нравился ему целиком. Лишь после его смерти в издательстве Юргенсона была опубликована пятичастная сюита в редакции Александра Зилоти под опусом 66а, которая за исключением № 3 прозвучит в предстоящей программе.
«Поцелуй феи», «аллегорический балет в четырех картинах, вдохновленный музыкой Чайковского» (как гласит авторский подзаголовок), Игорь Стравинский создавал к 35-летию со дня смерти композитора, и это обусловило использование в балете музыки собственно Петра Ильича. «Считаю себя из племени, порожденного Чайковским», – признавался Стравинский. Основой для его балета послужили фрагменты «Пиковой дамы», «Спящей красавицы», несколько вокальных произведений и фортепианных пьес, которые заиграли в новом контексте новыми красками.