С целью поддержания оркестрового исполнительства и развития его лучших традиций в мировых масштабах 24 января 2003 года Президент России В.В. Путин поручил Министерству культуры РФ подписать приказ о создании Национального филармонического оркестра России (НФОР).
Художественным руководителем оркестра был назначен Владимир Спиваков – дирижер и скрипач, известный во всем мире. В состав были собраны лучшие оркестровые музыканты Москвы и Санкт-Петербурга.
Оркестр дебютировал на концерте, посвященном памяти Евгения Светланова 26 сентября 2003 года в Московском Доме музыки. Несмотря на короткий срок существования, на счету НФОР выступления с Джесси Норман, Пласидо Доминго, Дмитрием Хворостовским, Марией Гулегиной и многими другими представителями мировой музыкальной элиты.
Гастроли российского оркестра проходят не только в Москве и регионах страны, а также в странах СНГ и США.
Делает честь коллективу и ежегодное участие в Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова во французском Кольмаре. Записи выступлений оркестра выпущены на нескольких компакт-дисках.
Владимир Симкин (р.1942) – дирижер Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Дирижерское образование получил в Московской и Новосибирской консерваториях в классах профессоров К. Кондрашина, А. Каца и Ю.Симонова. Работал в Академическом большом концертном оркестре Гостелерадио, оркестре Московской филармонии и др. В 1995 году был удостоен звания «Лучший дирижер года» в ЮАР за исполнение с Национальным оркестром этой страны «Поэмы экстаза» Скрябина; в 1999 году получил специальный сертификат Симфонического оркестра города Консепсьон (Чили) за многолетнее творческое сотрудничество с этим коллективом. Заслуженный артист России.
6 февраля 2012 года
Абонемент «Лед и пламень» (концертный зал имени П. И. Чайковского)
Джоаккино Россини (1792-1868)
Увертюры к операм «Вильгельм Телль», «Синьор Брускино», «Шелковая лестница», «Сорока-воровка»
Рихард Вагнер (1813-1883)
Увертюры к операм «Риенци», «Летучий голландец», «Нюрнбергские майстерзингеры», «Тангейзер»
Дирижер – Владимир Симкин
В Москве завершился Рождественский фестиваль духовной музыки. На его закрытии выступили Национальный филармонический оркестр России и Хор имени Попова. Афиша двухнедельного смотра включала шедевры разных эпох и разных церковных традиций – византийские распевы, американские госпелы, старообрядческие песнопения, григорианские хоралы... Финальным аккордом Рождественского фестиваля стала мировая премьера. Рассказывают «Новости культуры».
Своеобразный итог спорам о том, где звучать духовной музыке, в церкви или в концертном зале, подвел Рождественский фестиваль. Его возглавляют два человека: митрополит Иларион и Владимир Спиваков.
«Видим, насколько высок интерес публики, – говорит художественный руководитель фестиваля митрополит Волоколамский Иларион. – Переполненные залы. Видим, что хоровая музыка, духовная музыка привлекает большое внимание. Она востребована. Эта музыка открывает красоту горнего мира». Read more...
С большим успехом прошла воскресным вечером в Москве мировая премьера кантаты митрополита Илариона Алфеева, исполненная на закрытии Рождественского фестиваля в Доме музыки хором и оркестром под управлением Владимира Спивакова.
Владыка Иларион, учившийся в свое время у знаменитого композитора Владимира Довганя в Музыкальном училище имени Гнесиных и в Московской консерватории, недавно стал вновь писать музыку. Новое произведение - "Stabat Mater" создано для хора и оркестра на латинский текст итальянского поэта XIII века Якопоне да Тоди. Оно повествует о страданиях Матери Божией, стоящей у Креста Христова и о мольбе грешника простить ему грехи и вселить в рай.
После финального аккорда долго не смолкали аплодисменты. Музыкантам пришлось на бис исполнить еще одно небольшое произведение митрополита Илариона - песнопение "На реках вавилонских" на русском языке.
В концерте выступили хор Академии хорового искусства и Национальный симфонический оркестр. Прозвучали также "Реквием" Керубини и "Песня судьбы" Брамса. Read more...
Московский рождественский фестиваль духовной музыки выглядит как многогранное и многожанровое действо. Как видно, это благодаря тому, что художественное руководство мирно и плодотворно делят между собой признанный маэстро светской музыки и большой знаток музыки духовной. Детище Владимира Спивакова и митрополита Волоколамского Иллариона является публике второй раз. В программе второго фестиваля нет ничего случайного, она продиктована желанием подарить публике только лучшее. Рассказывают «Новости культуры».
«Певческая мастерская» - так переводится название византийского хора «Эргастири Псалтикис». Организованный в 98-м году, он сохраняет и продолжает древние традиции. Эти песнопения передаются из поколения в поколение – от учителя к ученику - на слух.
«Для нас большая радость принимать участие в этом фестивале, – говорит художественный руководитель хора Афанасий Пайванас. – Ведь мы с вами православные братья и сестры. Мы также трепетно относимся к традициям, а для исполнения на этом концерте мы выбрали песнопения, написанные в последние три века. Read more...
Накануне на концерте в столичном зале имени Чайковского двумя ключевыми фигурами были пианист Филипп Копачевский, один из самых многообещающих солистов Московской филармонии, и маститый норвежский дирижёр Бьярте Энгесет. Представляя его высокие профессиональные достоинства, московская филармония не скупится на факты. Такой, например: академия музыки имени Сибелиуса в Хельсинки поставила его в ряд лучших выпускников за всю историю учебного заведения. Так что, не трудно догадаться, как складывалась его судьба. В числе оркестров, которые уже не в первый раз доверили ему свой дирижёрский пульт – Национальный Филармонический Оркестр России. Рассказывают «Новости культуры».
Национальный филармонический оркестр России пригласил норвежца Бьярте Энгесета продирижировать программой из цикла «Лед и пламень». В ней противостоит музыка балканских стран – Венгрии, Румынии – и его родной Норвегии. Маэстро нашел в произведениях больше сходства, чем различий, и идею вечера определил иначе.
«Меня заинтересовала сама тема, – рассказывает Бьярте Энгесет. – Все эти сочинения связаны с фольклором. Это не только интересно, но и важно. Это проявления уважения композиторами к народному искусству. Фольклорное начало здесь в строгих рамках профессионального музыкального искусства». Read more...
В зале имени Чайковского встретились «Лед и пламень». Такое поэтическое название носит концертный цикл Национального филармонического оркестра России. А «героями» вечера стали молодой пианист Филипп Копачевский - участник XIV Конкурса имени Чайковского, один из самых многообещающих солистов московской филармонии. И – маститый норвежский дирижёр Бьярте Энгесет. Академия музыки имени Сибелиуса в Хельсинки причислила его к когорте лучших своих выпускников за всю историю учебного заведения. Идея программы «Лёд и пламень» - «игра на контрастах» Юга и Севера, музыки Венгрии и Румынии – и Норвегии.
В итоге «пламень» воплотился в сочинениях Бартока, Кодая, Энеску. «Лед» - в фортепианном концерте Грига, который, исполнители, кстати, отнюдь не считают «холодным». Бьярте Энгесет своим любимым произведением дирижировал сотни раз. Для Филиппа Копачевского – это второе исполнение концерта, впервые он сыграл его всего три дня назад в Петербурге. По мнению музыканта, чтобы обратиться к этому сочинению, необходимо достичь возраста Грига. Будущий норвежский классик написал его в 25 лет, в один из самых счастливых периодов своей жизни, «отмечая» рождение дочери – и концерт стал воплощением искренней, почти детской радости.
«Новости культуры» от 18 января 2012 года
18 января в 01:30 на телеканале «Культура» прозвучат симфонические и хоровые фрагменты опер Джузеппе Верди в исполнении Национального филармонического оркестра России и хора Академии хорового искусства (запись в Большом зале Московской консерватории, 2008 год). Дирижер - Владимир Спиваков.
Выдающийся музыкант современности Александр Лазарев (р.1945) учился дирижерскому искусству в Московской консерватории в классе профессора Л. Гинзбурга. Победитель Всесоюзного конкурса дирижеров и конкурса имени Г. фон Караяна в Берлине. В 1987-1995 годах главный дирижер и художественный руководитель Большого театра СССР, где в 1978 году основал ансамбль солистов; с 2009 года – постоянный приглашенный дирижер ГАБТа. В 1992-1995 годах – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-би-си, в 1994-1997 годах – главный приглашенный, в 1997-2005 годах – главный дирижер Королевского национального оркестра Шотландии, далее – почетный дирижер этого коллектива. В настоящее время – главный дирижер Филармонического оркестра Японии. Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ. Постоянно сотрудничает с НФОР с сезона 2006/200 годов.